Наверх
Войти на сайт
Регистрация на сайте
Зарегистрироваться
На сайте недоступна
регистрация через Google

Георгий, 76 - 5 апреля 2019 10:08

Все
Отредактировано:05.04.19 10:08
Поощрительное спаривание. "Базовый инстинкт" людей - модель зеленых мартышек.
Люди - один из видов всеядных социальных обезьян с постоянной способностью женских особей к спариванию. Кроме людей к таковым относятся шимпанзе-бонобо, макаки-резусы и мартышки-верветки (называемые также зелеными мартышками).
У большинства плацентарных млекопитающих женская особь способна к спариванию лишь в короткие периоды эструса. Иначе говоря: лишь в короткий период, когда женская особь готова к зачатию, у нее возникает интерес к спариванию и определенные сигнальные внешние изменения. Только при этих внешних изменениях, она вызывает у мужских особей влечение к спариванию.
В остальное время (т.е. в длинные периодами между короткими фазами эструса, а также в период беременности и молочного вскармливания, когда фаза эструса не наступает), женская особь в этом плане безразлична для мужских особей. Казалось бы, это самая экономичная схема размножения: не тратится энергия на спаривание в периоды, когда это не ведет к рождению потомства. Но с другой стороны - безразличие мужской особи к беременной или недавно родившей, кормящей женской особи может сильно снизить выживаемость потомства. Эволюционно сформировались несколько путей компенсации этого эффекта, но они снижают экономичность.

Иное дело - у людей, бонобо, резусов и верветок (зеленых мартышек). У них женская особь способна спариваться всегда, кроме коротких острых фаз менструального цикла - и постоянно вызывает влечение у мужских особей. Даже во время беременности и молочного вскармливания, эта способность сохраняется. Таким образом, количество спариваний явно избыточно, неэкономично, и ведет к лишним затратам энергии... Но у этой схемы есть свои выгоды - при условии способности существа к гибкому (можно сказать - разумному или полуразумному) планированию.


Женская особь верветки рационально регулирует доступ мужских особей к спариванию, получая пищевые подарки за такой доступ (в терминах человеческой экономики такую форму поведения можно назвать "платной интимной услугой"). Беременная верветка, для которой пищевой вопрос более актуален, а способность самостоятельно добывать пищу - ослаблена, может просто снизить "цену доступа к телу" и получать от нескольких мужских особей достаточно пищевых подарков для себя и развивающегося эмбриона (в терминах человеческой экономики такую форму поведения можно назвать "демпингом в стесненных обстоятельствах").
Влечение мужских особей к беременной или недавно родившей, кормящей женской особи, кстати, способствует также защите этой особи и младенца от ряда рисков внешней среды (например хищников). Женская особь (или чаще - несколько женских особей с малышами) оказывается в центре компании активных мужских особей, способных или остановить мелкого хищника, или спонтанно сыграть роль одноразового живого щита - первой жертвы крупного хищника.

Приведенное описание крайне упрощено, однако достаточно, чтобы показать, как вокруг первичной схемы "плановых поощрительных спариваний", практикуемых женскими особями, формируется уже некоторая социальная структура. Далее, в ходе эволюции, эта структура дополняется разными формами связей и разделения функций, оптимизируется за счет появления простейшего языка (у верветок уже есть система звуковых сигналов наподобие примитивного языка). Так, шаг за шагом, возникает структурированное сообщество с гибкими адаптивными схемами экономического планирования и самозащиты. А началось все с "базового инстинкта" в условиях постоянной осознанно-контролируемой способности женских особей к спариванию.

Если перейти теперь к людям, то понятно, почему с развитием производящей экономики, появлением материальных излишков, и формированием социально-политических классов, правящие классы (истеблишмент, политэлита) озаботились "базовым инстинктом". Огромная часть всей моральной и юридической базы любого многочисленного концентрированного общества - это регулирование "поощрительного спаривания" так, чтобы оно работало не на интересы каждой отдельной женской особи, а на интересы (властные амбиции) политэлиты.

Так что история морали, права, и государства, это в значительной мере история присвоения политэлитой - базового зоопсихологического инструмента, называемого "планируемым поощрительным спариванием".
Добавить комментарий Комментарии: 0
Мы используем файлы cookies для улучшения навигации пользователей и сбора сведений о посещаемости сайта. Работая с этим сайтом, вы даете согласие на использование cookies.